Что такое русская поэзия?

 

Дневник

Поэзия

Проза

Музыка

 

Биография

Гостевая

Ссылки

На главную

 

 

    Что собой представляет русская поэзия? Даже не русская, а поэзия вообще? Какие черты отличают её от прочих направлений искусства, что в ней особенного? И, наконец, для чего она вообще нужна? Разве люди не могут полноценно прожить без стихосложения? «Подумаешь, строчки рифмовать, – скажут некоторые, – а лучше бы дома строили, промышленность поднимали, наконец, наукой бы занялись! Страна в упадке, а они бездельничают. Поэты, понимаешь...» И действительно, у некоторых лучше бы получилось строить дома... Именно со значения поэзии в жизни человека я и начну свой обзор.
    Так для чего же нужна поэзия? Ответ на сей вопрос неочевиден для людей, никогда поэзией не увлекавшихся. Так же точно человек может не любить, к примеру, шахматы до тех пор, пока не научится хорошо в них играть. Да что шахматы! Вспоминаю своего кота, отказывавшегося сперва потреблять то, что, распробовав, уписывал впоследствии за обе щёки... То есть для того, чтобы что-то понимать и любить, нужно прежде потратить на объект этой потенциальной любви не один час или день (или год? – у каждого своя скорость восприятия), дабы просто узнать: а можно ли объект этот хоть за что-нибудь любить?
    Польза, которую человек может получить, прочитав стихотворение, сравнима с пользой от прослушивания музыки или рассматривания картины (разумеется, с поправкой на размер и качество произведения). Как и любая область искусства, поэзия действует на духовный мир человека. Что такое духовный мир? Увы, есть люди, не понимающие и этого, и их не так мало, а потому я вынужден объяснить существо столь нового для них понятия.
    Все проявления человеческой деятельности, все чувства и мысли могут иметь три направления: физическое – удовлетворение потребностей организма, таких как еда, сон и т.п.; душевное – представляет собой эмоциональную сферу человека, в частности, такие её проявления, как гнев, радость, печаль и др.; и, наконец, духовное – то, что, собственно, и отличает человека от животного, способность абстрактно мыслить, возможность к объективной оценке событий. Именно благодаря духовности человек получает истинную свободу. Подчеркну, что ценность свободы «в чистом виде» нулевая. «Чистая свобода» – это набор хаотичных действий, ничем не связанных с обстоятельствами своего возникновения. Значение имеет лишь та свобода, которая позволяет человеку сделать выбор из бесчисленного множества вариантов в пользу наилучшего. Подчеркну – объективно наилучшего. К выбору субъективно наилучших вариантов способны и животные, однако здесь «субъективные» – синоним слова «ложные».
    Как отмечает наука, мозг человека несравнимо более развит по сравнению с мозгом животного. Это непременно связано со способностью человека объективно мыслить. То есть по-настоящему (объективно) духовный человек – всегда умный человек. Ум и духовность всегда связаны прямо пропорциональной зависимостью.
    Из всего вышеизложенного следует, что роль поэзии, как и любого другого искусства в объективном понимании этого слова, заключается в обучении человека здравому мышлению, способности управлять всеми своими чувствами и переживаниями, чтобы исключить их влияние на разум, как субъективных факторов, при оценке объективной картины ситуации.
    Вот для этого и нужна поэзия. А также музыка, живопись и другие направления искусства. Поэтому и будем в дальнейшем оценивать любое встретившееся нам произведение искусства именно с позиции его пригодности к развитию у людей способности к объективному мышлению.
    Теперь обратимся собственно к существу поэзии и её отличию от других видов искусства.
    Поэзия – это изложение высоких мыслей в образной и при этом лаконичной форме. Она, подобно человеку, имеет три составляющие: материальную, «душевную» и «духовную».
    Материальная или техническая составляющая в самом известном своём виде представлена такими элементами, как ритм, рифма, размер, количество строк и порядок их расположения и т.д. У каждого стиля – свои законы, многообразие же стилей недвусмысленно говорит о том, что техническая составляющая в поэзии является далеко не главной. Единственным её назначением является упрощение восприятия читателем содержания произведения.
    «Душевная» составляющая поэзии представлена набором образов, выражающих её содержание. «Поэтами» часто называют людей, способных образно мыслить. Однако и образность не является главной составляющей поэзии. Идеальные по образности и технике произведения могут быть абсолютно бессмысленными и бесполезными, если они не имеют значительной «духовной» составляющей.
    «Духовная» составляющая – это главная мысль произведения, его мораль, то, для чего оно, собственно, пишется. Цель и образных, и технических элементов – в преподнесении читателю заветных мыслей автора в удобоваримой форме.
    Именно необыкновенно сильно развитая «духовная» составляющая является главной отличительной чертой русской поэзии, по сравнению с европейской и, тем более, азиатской. Безусловно, это связано с огромным влиянием Православного Христианства на умы и сердца русских людей. Европейский католицизм и, уж тем более, азиатские ислам и язычество представляют гораздо более примитивные и материалистичные идеи для выражения местными деятелями искусства. Таким образом, чем сильнее в народе укрепляется Православие, – тем выше духовный уровень поэзии этого народа.
    В разные времена в России существовали поэты самых разных направлений, взглядов и стилей. Однако история сохранила имена только тех, кто добился на этом поприще наилучших (читай – наиболее высокодуховных) результатов. Так родился классический стиль стихосложения, обозначенный М.В. Ломоносовым и достигший своей вершины в творчестве таких гениев, как Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Есенин, Блок, Бунин и др.
    В XX веке родилось множество организаций, объединений, союзов поэтов, стремящихся представить читателю якобы новые стили. Стремление к «оригинальности любой ценой» привело к появлению большого количества стилей, имевших место быть задолго до этого, но не выдержавших испытания временем и исчезнувших из памяти людей. Гонения на церковь также оказали немалое влияние на общее падение вкусов. Несмотря на рост грамотности, люди перестали разбираться в качестве произведений, не имея критерия качества в лице духовных установок христианской веры. Техника и образность современных поэтов, даже, порой, весьма талантливых, сильно уступает своим дореволюционным показателям. Сильно пострадала русская поэтическая школа, лишившись преемственности поколений поэтов и будучи обильно засорена откровенным мусором (если не сказать пожёстче), производимым известными, но совершенно бездарными личностями. Как пример: Бродский, Окуджава, Евтушенко (Гангнус), Ахмадулина, Вознесенский... Хоть бы один русский человек попался... А какую известность они в своё время имели! Сейчас же, в начале XXI века, многие вообще не видят смысла в каком-либо искусстве, кроме искусства «брать от жизни всё», то есть, попросту, быть скотом. Однако есть и надежда: возрождается православный дух русского народа! А вместе с ним, глядишь, и возродится стремление к духовности, нравственности и трезвой умственной оценке действительности. Если до революции общество искусственно делилось на дворянскую элиту и безграмотное простонародье, то теперь, во времена равноправия всех людей, людям этим самим предстоит выбрать, к какой из вышеназванных групп им принадлежать.
    Важно помнить, что поэт – существо духовное. Поэзия всегда смотрит на мир с высоких объективных позиций, никогда не копается в грязи и не выражает эгоистических воззрений «мелкого» человека. Язык поэзии условен, пафосен и лаконичен. Это – не прозаическое перечисление событий, это – их анализ и выведение морали. Поэтов часто называют «пророками» именно благодаря тому, что они устремляют свои мысленные очи к духовным свойствам личности и общества, а исходя из них, можно легко предсказать судьбу такой личности и такого общества.

 

 

 

 

Наверх

Назад

 

Хостинг от uCoz